Самые модные узоры и орнаменты придуманы в глубокой древности – рассказываем о происхождении главных трендов.
Полоска
Рисунок в полоску происходит от технологических фактурных полос на древней керамике – они появлялись во время лепки сосуда из глиняной массы на гончарном круге.
Технологию усовершенствовали, выпуклые полосы исчезли, а рисунок остался – на посуде, тканях, украшениях. Сегодняшний принцип – чем ярче полоски, тем лучше.
Розы
Узор из роз пережил свой первый расцвет в Средневековье – с XIII века этот цветок стал одним из самых популярных христианских символов.
Сейчас рисунок из роз вернулся к нам в том виде, в котором в XIX веке его растиражировали романтики.
Кружева
Кружево начали плести в Западной Европе в XVI–XVII веках – процесс был очень трудоемким, а само кружево страшно дорогим. Таким оно осталось и сегодня.
Зато появились технические возможности для имитации кружева – например, в пластике. В крайнем случае кружевной орнамент можно просто нарисовать.
Огурец
Рисунок “в огурец”, или пейсли, пришел в Европу в XIX веке из Индии. Но после короткого бума кашмирских шалей об “огурцах” на сто лет забыли везде, кроме самой Индии и России.
В конце 1960-х прозорливые основатели итальянской компании Etro сделали “огурец” своим фирменным знаком, и теперь у них десятки подражателей.
Зигзаг
Геометрический орнамент, на котором сделала себе имя компания Missoni, впервые появился на древних керамических сосудах.
Считается, что зигзаг, как и полоска, имеет технологическое происхождение – на глиняных чашах и кувшинах оставались отпечатки плетеных форм из прутьев, которые потом стали имитировать и раскрашивать.
Индийские цветы
Цветочный рисунок на индийских тканях не менялся несколько столетий: у цветов характерный прихотливый контур, сложная форма и яркая окраска.
Европейцы проникли в Индию в XV веке и с тех пор пытались ткать похожие ткани и ковры. Но теперь решили не изобретать велосипед: последняя тенденция – не подражать, а просто копировать.
Стилизованные цветы
Условные поп-артовские цветы придумал не Уорхол, а мастера средневековых витражей – крупные стилизованные цветы можно найти в любом европейском готическом соборе.
Художники поп-арта оценили выразительность этого рисунка по достоинству – в 1960-х он был безумно популярен, а сейчас триумфально вернулся в дизайн.
Животные
Изображения животных на стенах неолитических пещер были связаны с охотничьей магией. От колдовской практики современные дизайнеры отказались, а вот анималистические рисунки используют вовсю: реальные и фантастические звери появились на коврах, тканях и покрывалах.
Последний тренд – симметричные пары зверей в духе средневековых геральдических рисунков.